О причастии

Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство Святого Причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26 – 28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19 – 24; 1 Кор. 11, 23 – 25). Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание». В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоанн. 6, 53 – 56). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», — говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17). Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К Таинству Св. Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью, т.е. очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение». Подготовка к покаянию и причащению. Приступающий к этим Таинствам сначала постится в течение нескольких дней и посещает службы церковные, причем, вспоминая свои грехи, сокрушается о них и молит Господа о помиловании его. Нужно прочитать правило ко Св. Причастию, которое есть в любом молитвослове. Потом, в назначенное время, он приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и кается в грехах. Священник, видя его чистосердечное раскаяние, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа и осеняя его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся отходит с успокоенной совестью и молит Господа удостоить его причаститься Св. Таин. Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву пред причащением, а потом благоговейно подходят к Св. Чаше и причащаются Св. Таин, вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. По причащении, кроме благодарения, возносимого за Литургией, читаются еще от лица причастников особые благодарственные молитвы. Больных же священник причащает в их домах, сначала исповедав их.